|
Грамзапись и ее воспроизведение > Л. Дегрелл Проигрыватели виниловых дисков > |
|
«ГРАМЗАПИСЬ И ЕЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ» Любовь Павловна Аполлонова и Нина Дмитриевна Шумова |
ОГЛАВЛЕНИЕ: |
I. Предисловие |
|
|
|
V. Особенности звукоснимателей |
VI. Искажения в звукоснимателях |
VI.I. Искажения, возникающие от несоответствия форм резца и иглы |
VI.II. Искажения, возникающие при контакте иглы со звуковой канавкой |
VI.III. Механические показатели звукоснимателя |
VI.IV. Электрические показатели звукоснимателя |
|
VIII. Типы привода проигрывателей грампластинок |
IX. Двигатели транспортного механизма
проигрывателей грампластинок |
X.
Конструкция опорного диска проигрывателя грампластинок |
|
XII.
Неравномерность вращения диска и помехи от вибраций движущего механизма |
XIII. Перспективы развития грамзаписи (Fantasies past) |
|
CОДЕРЖАНИЕ: |
1. Введение. |
2. Краткая история грамзаписи. |
3. Музыкальные форматы грамзаписи. |
4. Наличие различий между типами звуковых канавок. |
5. Частотные характеристики записи и воспроизведения. |
1. Введение. |
На рынке hi-fi представлены новые и не совсем новые носители информации, удобные как цифровые и громоздкие, как аналоговые. |
В результате виниловым дискам пришлось чрезвычайно неуютно. |
Казалось, что грампластинки не выдержат напряженной конкуренции. |
У виниловых пластинок, по сравнению с цифровыми форматами есть большое количество неудобств. |
Это хрупкость, недолговечность, звуковые дефекты от механических повреждений, ограниченное время записи и их внушительные размеры. |
Не сразу, но производство грампластинок существенно сократилось и спустя некоторое время почти иссякло. |
Но теперь винил снова востребован и уже представляет собой предмет коллекционирования. |
Виниловые пластинки снова интересны. |
За все время существования формата было выпущено большое количество виниловых пластинок, к тому же многие из них никогда не переиздавались. |
Для того чтобы добиться высококачественного воспроизведения звука при проигрывании виниловых пластинок требуется безупречная электроника. |
Необходимо исследовать каждый компонент стереосистемы. |
При воспроизведении грампластинок все важно и игла звукоснимателя и соединительные провода. |
Неосведомленному человеку увлечение аналоговыми записями в 21 веке может показаться, просто, странным: зачем-то люди собирают записи на старых, отживших свой век виниловых пластинках, посвящают этому занятию уйму времени и платят за это серьезные деньги. |
|
2. Краткая история грамзаписи. |
|
Грампластинка это аналоговый носитель звуковой информации или проще виниловый диск. |
На одной (это при ранней версии записи звука на грампластинку, теперь встречается очень редко) или на 2-х сторонах тем или иным методом нанесена непрерывная спиральная канавка сложной геометрической формы (звуковая дорожка), форма которой модулирована звуковой волной. |
Механическая грамзапись представляет собой процесс, при котором на вращающемся носителе, имеющем форму диска, записывающимся резцом гравируются соответствующей формы звуковые канавки. |
При записи диск вращается с постоянной скоростью, а записывающая головка перемещается вдоль радиуса диска от края диска к его центру. |
При отсутствии сигнала резец не колеблется и производит гладкую без изгибов спиральную канавку. |
Гладкая звуковая дорожка с отсутствием полезной информации называется немой. |
Она соответствует паузам между композициями и ею начинается и заканчивается каждая запись. |
От сигнала, поданного на рекордер, резец приходит в колебание и вырезает извилистую канавку, которая называется модулированной звуковой дорожкой. |
Рис. 1. Канавки механической записи звука. |
а) - немые (без информации); |
б) – модулированные (с поперечной записью); |
в) – запись в режиме стерео: модулированные (с поперечно-глубинной записью). |
На рис. 1а - изображены немые канавки. |
В поперечном разрезе немые канавки выглядят так: |
а) - ширина; |
h) - глубина; |
g) - угол раскрытия; |
p) - радиус закругления дна звуковой канавки. |
Промежуток - b между двумя соседними канавками называется полем, а расстояние - f — шагом записи. |
Вид модулированных канавок определяется направлением колебаний резца, которые могут быть |
поперечными — вдоль радиуса диска; |
глубинными — перпендикулярно поверхности диска; |
и комбинированными, т. е. поперечно-глубинными. |
Модулированные канавки с записью монофонического сигнала показаны на рис. 1б.
|
Модулированные канавки с записью стерео сигнала показаны на рис. 1в. |
При воспроизведении записанный диск или полученный оттиск граммофонной пластинки вращается с той же скоростью, как и при записи. |
Записанная информация считывается иглой звукоснимателя при прохождении звуковой канавки. |
|
Механические колебания преобразовываются головкой звукоснимателя в электрические сигналы, которые после усиления подаются на акустические системы. |
Область применения. Механическая запись на диск, появилась в конце XIX в., долгое время являлась основным видом звукозаписи, завоевавшим прочное место благодаря возможности сравнительно просто тиражировать запись в виде граммофонных пластинок. Простота эксплуатации пластинок и доступность проигрывателей в свою очередь содействовали широкому распространению пластинок. |
ГРАМЗАПИСЬ (от греч. gramma - черта - буква, написание), механическая запись звука на носителе, имеющем форму диска. |
|
В процессе грамзаписи на поверхности диска образуется спиралевидная, сложной формы канавка с записью звука (механическая фонограмма). |
С полученной фонограммы гальванопластическим способом делают металлические матрицы (оригиналы) для формования пластмассовых копий (граммофонных пластинок). |
Сначала виниловые пластинки широко использовались в радиовещании, но впоследствии, с развитием магнитной записи, предпочтение получило использование магнитофонов. |
Репертуар пластинок разнообразен, в основном это музыкальные и литературные записи, выпускаются также пластинки — учебные пособия, например, по изучению иностранных языков и др. |
Красивое оформление пластинок в художественных конвертах и альбомах также привлекает потребителя. |
Основные этапы развития грамзаписи. Идея механической записи звука и ее последующего воспроизведения принадлежит Шарлю Кро, описавшему свое изобретение в 1877 г. |
|
Появлению граммофонной пластинки предшествовал фонограф, изобретенный Эдисоном в 1877 г. и демонстрировавшийся в России впервые в 1879 г. Носитель записи в виде валика, который использовался в фонографе, оказался неподходящим для тиражирования. Вопрос тиражирования был разрешен с носителем записи в форме диска, когда в 1888 г. |
|
Эмиль Берлинер (Emile Berliner) с металлической матрицы методом штамповки изготовил первую граммофонную пластину из целлулоида. |
Им в 1888 году был создан первый аппарат для воспроизведения записи с пластинок — прототип рупорного граммофона, а позднее в 1896 году Берлинер представил грампластинку из шеллака и способ ее тиражирования. |
В России пластинки начали выпускаться в 1907 году, при этом их прессование производилось при помощи матриц зарубежного производства. |
В 1910 году запись грампластинок и весь технологический процесс вплоть до изготовления матриц, был организован в Москве, а прессование винила производилось в Московской области на Апрелевском заводе и несколько позднее на Рижском заводе грампластинок. |
До 1924 году запись пластинок осуществлялась акустическим способом, т. е. звук через рупор подавался на мембрану, связанную с резцом, вырезавшим канавку на восковом вращающемся диске. |
Из различных вариантов записи всеобщее признание получила поперечная запись при частоте вращения 78 об/мин для пластинок диаметром 30 и 25 см. При удобном размере на каждой стороне такой пластинки умещалась программа звучанием до 5 и 3 мин соответственно. |
Некоторое время выпускались пластинки и с глубинной записью, но из-за технологических трудностей и значительных искажений при воспроизведении их производство было прекращено. |
|
Качество записей, выполненных акустическим способом, было низким, с ограниченным частотным диапазоном (150—4000 Гц). Введение электрического способа записи позволило расширить частотный диапазон до 50—10000 Гц, значительно улучшив качество записи. |
|
Первоначально, при электрическом способе грамзаписи, звуковые колебания воспринимались микрофоном, преобразовывались им в электрические сигналы, которые после усиления и некоторой корректировки подавались на рекордер. |
С развитием магнитной записи было введено существенное изменение в технологию грамзаписи. Вместо «живой» записи с микрофона механическая запись стала вестись путем перезаписи с предварительно подготовленной магнитной фонограммы. |
Благодаря легкому монтажу магнитной ленты устранилась вероятность порчи записываемого диска из-за неизбежных ошибок исполнителей, и оказалось возможным записывать программы большой длительности. Таким образом, магнитная запись звука способствовала появлению долгоиграющих пластинок. |
Долгоиграющие пластинки имеют диаметры 30, 25 и 17,5 см со скоростью вращения ЗЗ,3 об/мин, каждая сторона таких пластинок может вместить записи длительностью 27, 18 и 9 мин соответственно. Общепринятыми являются диски диаметром 30 и 25 см. |
|
Длительность звучания долгоиграющих пластинок была реализована не только благодаря уменьшению скорости вращения, но и вследствие перехода на меньший шаг записи, так как звуковые канавки долгоиграющих пластинок в 2,5 — 3 раза тоньше, чем у пластинок со скоростью вращения 78 об/мин, и поэтому они расположены ближе друг к другу. |
Для увеличения динамического диапазона звучания в области низких частот запись долгоиграющих пластинок стала производиться с переменным шагом, управляемым амплитудой записываемого сигнала. Это также способствовало эффективному использованию носителя записи и увеличило длительность звучания пластинок. Переход на более узкие канавки повлек уменьшение полезного сигнала при воспроизведении грамзаписи. Однако отношение сигнал/шум в долгоиграющих пластинках удалось даже повысить по сравнению с пластинками на 78 об/мин, благодаря тому, что для их прессования стала использоваться малошумная масса на основе винилитовых смол. |
3. Музыкальные форматы грамзаписи. |
|
Монофонические и стереофонические пластинки различаются способом записи информации. |
На поверхности грампластинки формируются отличающиеся по геометрии звуковые канавки, вследствие чего восприятие звучания в том и другом случаях имеет свои характерные особенности. |
При воспроизведении монофонической грампластинки звучание кажется, как бы исходящим из одной точки пространства отсутствует масштабная звуковая сцена (sound stage), поэтому нельзя составить себе масштабное представление о расстановке инструментов в оркестре, расположении исполнителей, о глубине и ширине места действия и т. п. — все источники звука кажутся, отчасти совмещенными. |
|
Квадрофоническая грамзапись. |
|
На квадрофонических грампластинках запись сделана для 4-х аудиоканалов (2-х фронтальных и 2-х тыловых), это позволяет лучше передать 3-х мерную звуковую сцену музыкального произведения. |
Данный формат в 1970-х годах получил ограниченное распространение, хотя на вторичном рынке все еще можно купить такой квадро винил. |
Количество альбомов, выпущенных в формате квадро, было весьма ограниченным. |
Это было обусловлено необходимостью применения для воспроизведения квадрофонических грампластинок специальных дорогостоящих проигрывателей и 4-х канальных усилителей. |
Примерно в 1980-х годах данное направление не получило дальнейшего развития. |
В СССР первый и единственный эксперимент по освоению 4-х канального звучания осуществился в 1980 году, когда был записан и выпущен альбом группы «Яблоко» под названием «Кантри-фолк-рок-группа «Яблоко». Грампластинка стоила значительно дороже, чем обычная — 6 рублей, а общий тираж составил 18 000 копий. |
Первый отечественный квадрофонический электрофон высшего класса ''Феникс-002-квадро'' был выпущен в 1977 году львовским заводом телеграфной аппаратуры. |
Проигрыватель обеспечивает квадрофоническое воспроизведение фонограмм от внешних источников; псевдо воспроизведение квадро стереофонических и псевдостереофоническое воспроизведение монофонических записей. Вес проигрывателя составлял около 70 кг. |
|
Дискретная форма (4-4-4), воспроизведения считается единственной доподлинной квадрафонической системой.
|
|
Первоначально записанные звуковые каналы, проходят через квадро систему воспроизведения звука и затем подаются на четыре акустические системы. |
Это определяется как система с наименованием формата 4-4-4. |
Примеры дискретных 4-х канальных форматов звука: формат квадро Q4 для катушечных магнитофонов(1969); |
Quad-8 (В8) для кассетных 8-ми дорожечных магнитофонов, получивших распространение преимущественно в Северной Америке (1970); |
CD-4 формат совместимый с дискретным форматом или квадродиском «Quadradisc» 12-ти дюймовым виниловым форматом, созданным компаниями JVC и RCA и представленным в 1972 году; |
|
Формат UD-4 , также известный как UMX или BMX. Дискретная 4-х канальная система звука, разработанная Nippon/Columbia (Denon) (1973). |
|
Матричный формат (4-2-4), это когда 4-е звуковых канала сначала преобразуются в звук 2-х каналов. |
Затем они, проходя через среду передачи 2-х канального звука (обычная запись стерео LP) и декодируются обратно в 4-е звуковые канала и после усиления, затем подаются 4-е акустические системы. |
Низкая производительность декодирования была основной причиной исчезновения матричного формата (4-2-4). |
Примеры матричных форматов 4-х канального звука: EV / Stereo-4 (1970); |
SQ / Stereo Quadraphonic (1971); |
QS (Quadraphonic Sound)/ RM (Regular Matrix) (1971); |
DY / Dynaquad (used as an encoding format on some records) (1971); |
Matrix H (1977). |
И еще некоторые недорогие электронные решения, которые из обычных стерео записей обеспечили атмосферу виртуальной реальности 4-х канального звука. Это DY/Dynaquad (1969) и Hafler circuit (1969). |
|
Наличие различий между типами звуковых канавок. |
На стереофонической грампластинке содержится информация левого и правого канала, записанная на двух противоположных стенках канавки. Как видно на рисунке выше, эти стенки расположены под углом +/-45 градусов. При вырезании канавки таким способом мы получаем сложную форму, как с горизонтальной, так и вертикальной информацией, которую может прочитать стереофонический звукосниматель.
|
На монофонической грампластинке содержится всего один сигнал, который вырезается в горизонтальной плоскости, поэтому в нем нет вертикальной информации. |
|
При воспроизведении монофонической грампластинки с использованием стереофонического звукоснимателя вы не достигнете одинакового сигнала в двух каналах в связи с такими недостатками, как перекрестные помехи, шум, погрешность фаз, ошибки считывания, антискатывающая сила и искажения. |
Эта разница между каналами приведет к получению неустойчивого и частично размытого звукового образа. Переключатель режимов моно/стерео в некоторой степени может помочь в устранении этих недостатков.
Воспроизведение моно пластинки с использованием монофонического звукоснимателя не приведет к возникновению ни одной из вышеуказанных проблем, так как он воспроизводит только один сигнал, который впоследствии направляется в оба канала в системе. |
Это позволит получить намного более мощную и устойчивую сцену с более полным звуком. |
Еще одним существенным преимуществом использования монофонического звукоснимателя для воспроизведения монофонических грампластинок является отсутствие реакции на вертикальное движение. |
Это означает, что монофонический звукосниматель по сути дела защищен от пинч-эффекта, который начинает действовать, когда игла при считывании по вертикали выталкивается вверх в очень узких местах звуковой канавки. |
Кроме того значительно уменьшается реакция на пыль, грязь и износ, поскольку вертикальная составляющая не будет слышна. Конечным результатом будет намного более чистое и бесшумное воспроизведение монофонической грампластинки. |
|
Эти эффекты просто не могут быть достигнуты при использовании одного лишь переключателя режимов моно/стерео. |
При прослушивании стереофонической пластинки создается впечатление объемного звучания: слушатель различает местоположение источников звучания и распознает их перемещение. |
Это существенное различие между монофоническим и стереофоническим звучанием обусловлено тем, что в первом случае звук передается одним громкоговорителем или группой громкоговорителей, которые питаются от одного общего электрического канала — следовательно, получают одинаковую информацию. |
Для стереофонии характерно наличие нескольких раздельных электрических каналов, в частности для стереопластинки принято два канала — левый и правый. Для каждого такого канала предусмотрен свой громкоговоритель или группа громкоговорителей.
|
|
Передаваемый ими звук кажется объемным благодаря тому, что левый и правый громкоговорители получают различающиеся между собой информации. Различие информации вводится с самого начала при записи с микрофона на магнитную ленту: в каждой точке звукового поля звучание имеет свои особенности, поэтому микрофоны, расставленные среди исполнителей, улавливают отличные друг от друга информации, которые передаются по раздельным каналам стереомагнитофона и записываются на двух дорожках магнитной ленты. |
С полученной магнитной фонограммы звукорежиссер производит перезапись на диск для последующего изготовления грампластинок. |
Рассмотрим монофонические и стереофонические канавки на примере записи синусоидальных сигналов. |
В 1948 году была выпущена виниловая грампластинка с микроканавкой. |
Процесс выпуска грампластинок этого типа в производстве был очень трудоемким. Для этого требовался новый и более качественный материал (как известно, таким материалом стал винил). Новые режущие головки, новые грампластинки с записью, занимающей всю сторону пластинки, и новые проигрыватели, которые могли бы работать с частотой вращения 33 об/мин. И что еще более важно, требовались новые легкие тонармы и звукосниматели для значительного снижения прижимной силы. |
Геометрическая форма микроканавки монофонической грампластинки содержит один моно сигнал. Она вырезается только в горизонтальной плоскости, и V-образная канавка будет иметь неизменную ширину и глубину. Угол канавки V-образной формы будет разным в различных грампластинках, но всегда будет составлять приблизительно 90 градусов. Ширина верхней части канавки имеет минимальный размер для обеспечения того, чтобы воспроизводящая игла могла удобно располагаться внутри канавки. С течением времени эта минимальная ширина изменилась в связи с изменением стандартов, и с 1980-х годов она сократилась примерно до 30 мкм. Это значение стало унифицированным стандартом, соответствующим минимальной ширине канавки стереофонических грампластинок. |
Что касается радиуса закругления дна канавки, то примерно с 1950-х годов ширина микроканавки старых грампластинок могла достигать 15 мкм или даже большего значения, если пресс для штамповки грампластинок использовался слишком долго. Грампластинки такого типа должны воспроизводиться только с использованием звукоснимателя со сферической иглой 25 мкм. В противном случае существует риск касания иглой дна канавки, что приведет к ухудшению качества звучания. Примерно с середины 1950-х годов радиус закругления дна канавки был уменьшен примерно до 8 мкм, что отвечает требованиям стандарта IEC98 1958 года, в котором указано максимальное значение радиуса 7,5 мкм. |
На рис. 3а показана звуковая канавка поперечной монофонической записи. Резец рекордера совершает симметричные колебания вправо и влево от нейтральной линии 00 с амплитудой А, в результате чего на вращающемся диске вырезается канавка, правая и левая стенки которой, а также линия дна имеют синусоидальный контур. |
Стереофоническая звуковая канавка производится колебанием резца рекордера под воздействием сигналов правого и левого каналов. |
|
Каждый канал в отдельности вызывает колебания резца в направлении 45° к поверхности диска и 90° друг к другу, такой способ записи получил название стереозаписи по системе 45/45.
|
|
Сигнал левого канала записывается на внутренней канавки, а правый — на внешней стенке звуковой канавки. |
На рис. 2б показана стерео канавка при записи двух синусоидальных сигналов, отличающихся по частоте и амплитуде. |
Контур внешней стенки звуковой канавки расположенной ближе к краю диска, отображает сигнал правого канала, записанный с амплитудой А1, а контур внутренней стенки — сигнал левого капала, более высокой частоты и меньшей амплитуды А2. |
В отличие от моно канавки в стерео канавке обе стенки отличаются по контуру, ширина, а следовательно, и глубина канавки непрерывно меняются. Линия дна отличается от контуров стенок, так как определяется результирующим движением резца под действием сигналов обоих стереоканалов одновременно. |
Очевидно, что стерео канавка становится моно канавкой с поперечной записью, если по обоим каналам записываются синфазные сигналы одной и той же частоты и амплитуды (рис. 3,а) или моно канавкой с глубинной записью — в случае противофазных сигналов (рис. 3,б). |
Кроме того, модулированной может оказаться одна стенка канавки — внешняя, если звуковая информация подается только по правому каналу (рис. 3,в), или внутренняя, когда информация подается только по левому каналу (рис. 3, г). |
Рис. 3 Звуковые канавки грампластинок – вид сверху (50-ти кратное увеличение).
а — моно канавка, поперечная запись; б — стерео канавка. |
На рис. 3 показаны фотографии моно- и стерео канавок музыкальных грампластинок. |
Частотные характеристики записи.
|
|
Грампластинки и аппаратура для их воспроизведения, изготавливаются по унифицированным стандартам. |
Которые были установлены Международной электротехнической комиссией (МЭК) основанной в 1906 году. |
На рисунке 4 показаны фотографии моно- и стерео звуковых канавок музыкальных грампластинок. |
Запись на диск для производства грампластинок, а также сами пластинки и аппаратура для воспроизведения грамзаписи выполнялись по стандартам (ГОСТ 7893-72, ГОСТ 8383-66), в которых учитываются установленные Международной Электротехнической Комиссией (МЭК) унифицированные нормы. |
Выраженную в децибелах зависимость амплитуды колебательной скорости резца рекордера от частоты сигнала, поданного на вход канала записи. |
Частотная характеристика канала записи на диск при частотах вращения 337з и 45 об/мин.
|
|
Дополнительным условием качественного воспроизведения звука является создание акустической среды, по возможности более точно повторяющей среду, в которой эти звуки возникают. Поэтому кроме традиционного способа воспроизведения звука - монофонического, для более натурального воспроизведения звука применяют стереофонический и квадрофонический. |
|
|
|
Все права защищены © 2003-2017. Разрешается использование
при условии указания живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/ |
|
+7 (926) 906-6548 |
|
+7 (495) 771-2800 |
|